Решаем вместе
Есть вопросы по физической культуре и спорту?
Сообщение. Пилотный проект. Данная форма не предназначена для приема обращений граждан в порядке Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и предоставляет возможность направить электронное сообщение в рамках реализации пилотного проекта по внедрению «Единого окна цифровой обратной связи». Ответ на сообщение будет направлен не позднее 8 рабочих дней после дня его регистрации, а по отдельным тематикам – в укороченные сроки.

Влияние питания на здоровье школьника.

Нездоровые пищевые привычки закладываются у детей в семье, а взрослые люди сохраняют пищевое поведение, сформированное в детстве.  Результатом данного факта является развитие таких распространенных хронических неинфекционных заболеваний, как ожирение, артериальная гипертония, сахарный диабет и другие.

Корректировка рациона питания человека в любом возрасте в соответствии с современными принципами здорового питания даст только положительный результат — улучшение состояние здоровья как ребенка, так и взрослого.

Дети и подростки – это приоритетная часть населения для обучения их основам здорового питания и  приобщения к здоровому образу жизни.

Здоровое питание создает условия для физического и интеллектуального развития человека, а также жизнедеятельности его и будущих поколений.

Что же включает в себя понятие «здоровое питание»?

1.Максимальное разнообразие суточного рациона пищевых продуктов.

2.Оптимальный суточный режим питания, т.е. не менее 3 и не более 5 приемов пищи в день.

3.Минимальное содержание в ежедневном рационе

— насыщенных жиров (в т.ч. трансизомеров жирных кислот), т.е. говяжьего и бараньего жира, маргарина, сливочного масла; кондитерских и молочных продуктов с растительным заменителем натуральных жиров;

— простых сахаров, т.е. сахара, сладостей;

— поваренной соли, т.е. полуфабрикатов, хлеба, колбасных изделий, консервированных продуктов.

4.Оптимальное содержание в ежедневном рационе пищевых продуктов, обогащенных витаминами, пищевыми волокнами, биологически активными веществами (БАВ).

5.Сбалансированность или соответствие химического состава ежедневного рациона физиологическим потребностям человека в макронутриентах (белках, жирах, углеводах) и микронутриентах (витаминах, минеральных веществах, микроэлементах, биологически активных веществах).

6.Соответствие энергетической ценности (ккал) ежедневного рациона – ежедневным энергозатратам человека в результате его деятельности.

7.Приоритет жизни и здоровья детей перед любыми экономическими интересами производителей продуктов питания.

8.Безопасность суточного рациона пищевых продуктов, в т.ч. предупреждение любого загрязнения в процессе приготовления и реализации готовых блюд.

9.Сохранность исходной пищевой ценности продуктов с помощью применения щадящего режима их технологической и кулинарной обработки.

10.Невозможность использования фальсифицированных пищевых продуктов.

                      Формирование культуры питания школьника.

Для выполнения данной задачи необходимо создать благоприятные условия для приема пищи в школе и дома: уютный интерьер столовой, красивая современная  сервировка стола, располагающий микроклимат и достаточный уровень освещенности на столе.

Не менее важно — не допускать быструю еду детей, при которой пища плохо измельчается, увлажняется слюной, а значит —  переваривается и усваивается тоже плохо. Это и приводит к формированию у детей патологического стереотипа поведения и развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта.

                                      Роль и значение питания.

Рациональное (сбалансированное) питание обеспечивает физическое и нервно-психическое развитие детей, повышает сопротивляемость (иммунитет) к инфекции, улучшает его работоспособность и выносливость.

Питание школьника, при грамотной его организации, должно обеспечить организм ребенка всеми пищевыми ресурсами, которые и обеспечат полноценное развитие растущего организма в условиях интенсивных интеллектуальных нагрузок.

Количественные и качественные нарушения в питании отрицательно влияют на здоровье детей.

Как уже отмечалось ранее, детский организм нуждается в получении всех веществ, которые входят в состав его тканей и органов – белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов, воды.

Белок имеет особое значение, т.к. является пластическим материалом, входит в состав всех тканей, обеспечивает иммунитет и функции организма. Белки содержатся в животных и растительных продуктах (крупа, мука, хлеб, картофель). Наиболее полноценные белки —  животного происхождения, содержащиеся в мясе, рыбе, яйце, твороге, молоке, сыре. Они содержат жизненно необходимые аминокислоты. Недостаток белка в питании ведет к задержке роста и развития ребенка, снижению сопротивляемости к различным внешним воздействиям.

Жиры также входят в состав органов и тканей человека, необходимы для покрытия его энерготрат, участвуют в теплорегуляции, обеспечивают нормальное состояние иммунитета. Наличие жира в рационе делает пищу вкуснее и дает более длительное чувство насыщения. Наиболее ценны молочные жиры, которые содержат витамины  А и Д. В питании детей обязательно должно быть растительное масло – источник биологически важных ненасыщенных жирных кислот. А вот говяжий и бараний жир трудно переваривается из-за своей тугоплавкости.

Углеводы – главный источник энергии в организме. Они участвуют в обмене веществ, способствуют правильному использованию белка и жира. Содержатся в хлебе, крупах, картофеле, овощах, ягодах, фруктах, сахаре, сладостях. Избыток в питании хлеба, мучных и крупяных изделий, сладостей приводит к нарушению соотношения белков, жиров и углеводов в сторону повышения углеводов.

Минеральные вещества участвуют во всех обменных процессах организма (кроветворения, пищеварения и др.). Минеральные вещества содержатся во всех продуктах.

Особенно важны для растущего организма соли кальция и фосфора, входящие в состав костной ткани. Соли кальция необходимы  для работы сердца, мускулатуры. Некоторые фосфорные соединения входят в состав нервной ткани. Основной полноценный источник кальция – молоко. Много кальция в овощах, корнеплодах, но из растительных продуктов он хуже усваивается. Фосфор широко распространен в природе, содержится в муке, крупах, картофеле, яйце, мясе.

Железо входит в состав гемоглобина, способствует  переносу кислорода в ткани. Железо содержится в говядине, печени, желтке яйца, зелени (шпинат, салат, петрушка и др.), помидорах, ягодах, яблоках.

Соли натрия и калия служат регуляторами воды в тканях. Калий регулирует выделение воды через почки. Калий содержится в картофеле, капусте, моркови, черносливе и др.

Некоторые минеральные вещества необходимы организму в очень малых количествах (кобальт, медь, йод, марганец, фтор), их называют микроэлементами.

Медь, кобальт стимулируют кроветворение. Фтор, марганец входят в состав костной ткани, в частности зубов. Магний имеет большое значение для мышечной системы, особенно мышц сердца. Йод регулирует функции щитовидных желез.

Витамины способствуют правильному росту и развитию ребенка, участвуют во всех обменных процессах и должны входить в рацион в определенных количествах.

Витамин А повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, необходим для функционирования органа зрения, роста и размножения клеток. При дефиците витамина А замедляется рост, нарушается острота зрения, повышается заболеваемость, особенно верхних дыхательных путей, кожа лица и рук теряет эластичность, становится шершавой, легко подвергается воспалительным процессам. Содержится витамин А в сливочном масле, сливках, молоке, икре, рыбьем жире, сельди, яичном желтке, печени. Может образовываться из провитамина – каротина, содержащегося в растительных продуктах (моркови, томате, шпинате, щавеле, зеленом луке, салате, шиповнике, хурме, абрикосах).

Витамин Д участвует в минеральном обмене, способствует правильному отложению солей кальция и фосфора в костях, тесно связан с иммунореактивным состоянием организма. Витамин Д содержится в печени рыб и животных, сельди, желтке яйца, сливочном масле, рыбьем жире.

Витамины группы В.

Витамин В(тиамин) принимает участие в белковом и углеводном обмене. При недостатке его в питании возникают нарушения со стороны нервной системы: повышается  возбудимость, раздражительность, отмечается быстрая утомляемость. Содержится витамин Вв хлебе грубого помола (ржано-пшеничном), горохе, фасоли, овсяной и гречневой крупах, мясе, яйце, молоке.

Витамин В2 (рибофлавин) участвует в белковом и жировом обмене, необходим  для функционирования нервной системы, желудочно-кишечного тракта. При его недостатке в рационе нарушается всасывание жиров, возникают кожные заболевания, появляются стоматиты, трещины в углах рта, нарушается деятельность ЦНС (быстрая утомляемость). Содержится в молоке, яйце, печени, мясе, овощах. Содержится во многих продуктах, поэтому при разнообразном ассортименте потребляемых продуктов дефицит его не наблюдается. Основной источник – ржаной и пшеничный хлеб, томат, картофель, морковь, капуста, а также – мясо, рыба, молоко, яйцо.

Витамин С (аскорбиновая кислота) снижает риск заболеваний и повышает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, участвует во всех обменных процессах. При недостатке витамина С – повышается восприимчивость к различным заболеваниям, падает работоспособность. Содержится витамин С в зелени, овощах, ягодах, фруктах. Источник – картофель, капуста. Витамин С легко разрушается кислородом воздуха, особенно при нагревании, легко растворяется в воде. Для его сохранения в пище очень большое значение имеет щадящая кулинарная обработка.

Вода входит в состав всех органов и тканей человеческого тела. Она  составляет главную массу крови, лимфы, пищеварительных соков. Для удовлетворения потребности в воде в рацион ребенка нужно включать первые блюда, напитки (чай, молоко, кисель, компот, суп и т.д.).

                          Разнообразие и вкусовые качества меню.

Для улучшения вкуса пищи рекомендуется использовать зелень и др. приправы (петрушку, укроп, лук, ревень). Однако жгучие, острые и пряные приправы (перец, горчица, хрен и др.) не рекомендуются  в детском питании, т.к. раздражают слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта и приводят к развитию заболеваний. Приправы повышают аппетит, снижают контроль пищевого поведения, что способствует избыточному потреблению пищи.

Чтобы пища хорошо усваивалась, она должна быть разнообразной, безопасной, правильно и вкусно приготовленной. Такую пищу ребенок съедает с удовольствием, т.е. с аппетитом. Аппетит зависит и от режима питания, который предусматривает определенные часы приема пищи и интервалы между ними, количественное и  качественное распределение ее в течение дня.

Дети должны получать питание в точно установленные часы. Если ребенок приучен есть в определенное время, то к этому времени начинается выделение пищеварительных соков, «рефлекс на время». При запаздывании с принятием пищи налаженная работа пищеварительных желез расстраивается, выделение пищеварительного сока снижается и постепенно развивается анорексия (понижение аппетита). Наблюдения ученых показали, что при правильно построенном питании пища покидает желудок в среднем через 3.5- 4 часа. Следовательно, интервалы между приемами пищи должны соответствовать этому времени.

Здоровое питание предусматривает первый прием пищи ребенком дома.

                     Рекомендации при приготовлении пищи дома.

1.Контроль потребления жира:

— исключать жареные блюда, приготовленные во фритюре;

— не использовать дополнительный жир при приготовлении;

— ограничивать употребление колбасных изделий, мясных копченостей, особенно с видимым жиром (они содержат большое количество животного жира и мало белка);

— использовать в питании нежирные сорта  мяса и рыбы, снимать кожу с птицы, применять нежирные сорта молока и молочных продуктов.

2.Контроль потребления сахара:

— сократить до минимума использование основных источников сахара, т.е. варенье, шоколад, конфеты, кондитерские изделия, сладкие газированные напитки;

— ограничить  приготовление сладких блюд (с большим содержанием сахара),  в связи с вредным влиянием их на обмен веществ, риском возникновения пищевой аллергии и избыточного веса, а также – нарушения работы желудочно-кишечного тракта.

3.Контроль потребления соли:

— не превышать ежедневную норму потребления соли, которая составляет не более 5 грамм в готовых блюдах;

— не допускать избыточное потребление соли, приводящее к задержке жидкости в организме, повышению артериального давления, отекам;

— знать и применять основные правила употребления соли: готовить без соли, солить готовое блюдо перед употреблением, использовать соль с пониженным содержанием натрия, ограничить употребление мясных копченостей.

4.Выбирать правильные способы кулинарной обработки пищи: предпочтительно на пару, отваривание, запекание, тушение, припускание.

            Основные нарушения родителей при организации питания школьников.

1. Отказ от завтрака.

Отсутствие аппетита утром возможно только при нарушении режима дня или  питания накануне: слишком поздний ужин или излишне плотный и калорийный; возможно позднее засыпание и желание продления утреннего сна приводит к отмене завтрака из-за недостатка времени.

2. Преимущественное питание полуфабрикатами.

Надо знать, что такие блюда перенасыщены солью, животными жирами, ароматизаторами. Такое питание не может быть полезным для детей и взрослым тоже. Основой домашнего питания должна быть только свежеприготовленная пища.

 3. Использование для перекуса высокоуглеводных продуктов.

Это сладости (шоколад, жевательный мармелад, вафли, печенье), картофельные чипсы, соленые орешки и т.п. Их привлекательность состоит в ценовой доступности, насыщенном вкусе. Надо предложить здоровую альтернативу вредным стекам — сухофрукты, орехи.

4. Серьезный дефицит рыбы в рационе школьника.

В среднем российский школьник ест рыбные блюда не чаще 2 раз в месяц. Есть рыбу желательно не менее 2 раз в неделю, чтобы обеспечить свой организм полноценным белком и йодом.

5. Недостаточное употребление овощей и фруктов.

Рекомендуется ежедневное потребление не менее 300г фруктов, 400г овощей для обеспечения организма достаточным количеством растительной клетчатки и витаминов.

6. Употребление старшеклассниками энергетических напитков.

Они содержат кофеин, используются в качестве стимулятора умственной активности, особенно при подготовке к экзаменам. Сочетание сладкой газированной воды и кофеина губительно воздействует на слизистую оболочку желудка, вызывая эрозивные изменения и формирование гастрита и язвенной болезни. Кроме того, выраженное стимулирующее действие кофеина на ЦНС повышает ее психическую возбудимость и может привести к развитию судорожного синдрома.

от